ГЛАВНАЯ | ПЕРСПЕКТИВЫ | БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ | НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ | НА ВООРУЖЕНИИ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ

 

«Леопард-2» (А1-А4)

 

 

«ЛЕОПАРД-2» башня

 

1. Основной прицел EMES с тепловизионным каналом
2. Блок управления системой управления огнем (включая настройки тепловизионного прицела)
3. Компоненты проверки систем
4. Навигационный модуль (Включает систему GPS и стандартную инерциальную систему)
5. Контрольные переключатели настройки системы управления огнем (ввод данных в ручном режиме)
6. Манипулятор управления командира
7. Баллистический компьютер/ гироскопы
8. Датчик ветра
9. Резервный прицел наводчика FERO
10. Электронный лазерный модуль
11. Панель выбора типа боеприпаса заряжающего

 

«ЛЕОПАРД-2»  корпус

11. Решетка  радиатора
12. Кольцевой радиатор с вентилятором (два блока);
13. Выпускные решетки отработанных газов
14. Система обогрева
15. бортовой редуктор, ведущее колесо
16. Аккумуляторные батареи: 6 для нормальных условий запуска и 2 дополнительные для запуска зимой
17. Система защиты от оружия массового поражения
18. Баки дизельного топлива
19. Опорный каток
20. Обогрев места воителя
21. Дополнительная боеукладка (27 выстрелов)
22. Бортовые экраны

 

Историческая справка

Разработка танка третьего послевоенного поколения началась в 1967 году в рамках совместного с США проекта МВТ-70. В 1969 году стало ясно, что из-за возникших разногласий и все возрастающей стоимости проект реализован не будет. Внимание немцев сосредоточилось на собственном опытном танке KPz-70, получившем наименование «Кайлер», в котором использовались отдельные технические решения МВТ-70.

В октябре 1979 года в войска был поставлен первый серийный танк. К середине 1987 года программа выпуска для армии ФРГ была завершена.

В 1988-90 гг. был размещен дополнительный заказ на изготовление 250 танков «Леопард-2А4». С 1990 года производство прекращено, однако проводится модернизация уже поставленных машин, рассчитанная на период до 2000 года. Она включает усиление броневой защиты корпуса и башни, установку танковой информационно-управляющей системы, совершенствование узлов ходовой части. Общее число танков «Леопард-2» в сухопутных войсках ФРГ составляет 2125 единиц.

Танк имеет классическую схему общей компоновки. Люк механика-водителя находится в передней части корпуса со смещением к правому борту. Он частично перекрывается башней при положении пушки вперед. Несмотря на большой угол наклона верхнего лобового листа (81 градус) механик-водитель в боевом положении управляет машиной сидя. Внутренний объем отделения управления составляет 2,4 кубических метра.

Рабочие места командира танка и наводчика находятся справа от пушки, заряжающего — слева от нее. Высота от вращающегося полика боевого отделения до крыши башни равна 1650 мм, что является минимально допустимой величиной для обеспечения нормальных условий работы заряжающего стоя. Внутренний объем боевого отделения равен 10,1 куб. м.

Моторно-трансмиссионное отделение с продольно расположенным дизельным двигателем занимает объем 6,9 куб.м в кормовой части корпуса танка и имеет герметичную огнеупорную перегородку с боевым отделением.

Значительный внутренний объем машины (19,4 куб.м) предопределил большую массу (55,2 т) и общую ширину (3700 мм) танка, а следовательно, необходимость демонтажа бортовых экранов при его транспортировке по железной дороге.

 

Вооружение

Основным вооружением танка является 120-мм гладкоствольная пушка, разработанная фирмой «Рейнметалл». Ствол имеет теплозащитный кожух и эжектор, изготовленный из стеклопластика. Эжектор размещен эксцентрично к оси канала ствола для увеличения угла снижения пушки, а по длине ствола смещен ближе к казеннику, в зону более высоких давлений пороховых газов, с целью повышения эффективности его действия.

120-мм гладкоствольная пушка L-44 «Рейнметалл».

120-мм гладкоствольная пушка L-44 «Рейнметалл».

Внутренняя поверхность трубы ствола упрочнена путем автофретирования. Ствол рассчитан на максимальное давление пороховых газов 7100 кгс/кв. см, хотя при выстреле эта величина не превышает 6300 кгс/кв. см. Живучесть ствола составляет не менее 500 выстрелов.

Для повышения точности стрельбы два тормоза отката расположены на пушке симметрично. Соединение трубы ствола с казенником выполнено быстроразъемным в виде секторной резьбы. Монтаж и демонтаж пушки при ремонте осуществляется через амбразуру башни, без снятия последней.

Боекомплект пушки составляет 42 унитарных выстрела с частично сгорающей гильзой, из них 15 выстрелов находится слева в кормовой нише башни за бронированной перегородкой и 27 выстрелов — в боеукладке слева от механика-водителя.

Применяются бронебойные подкалиберные цельнокорпусные снаряды ДМ23 из вольфрамового сплава и многоцелевые кумулятивно-осколочные снаряды ДМ12. В 1987 году на вооружение принят бронебойный подкалиберный снаряд ДМ33 с сердечником из вольфрамового сплава диаметром 28 мм. В последние годы на вооружение приняты бронебойные подкалиберные снаряды ДМ53 с начальной скоростью 1 670 м/с для стандартной пушки L-44 и 1750 для удлиненной пушки L-55, устанавливаемой на «Леопард 2 А6»

После выстрела поддон гильзы попадает в гильзоулавливатель, закрепленный на пушке и имеющий отсос пороховых газов. Для удаления поддонов из танка, а также для загрузки боекомплекта, используется люк в левом борту башни.

В качестве вспомогательного вооружения используются спаренный с пушкой и зенитный 7,62-мм пулеметы с общим боекомплектом 4750 патронов. Стрельба из зенитного пулемета ведется заряжающим.

 

Система управления огнем

Леопард-2 оснащен развитой системой управления огнем. Ее основными элементами являются: перископический комбинированный лазерный прицел-дальномер наводчика EMES-15; панорамный перископический прицел-прибор наблюдения командира PERI-R17; вспомогательный телескопический шарнирный прицел наводчика FERO-Z18; электронный цифровой баллистический вычислитель FLT2; электрогидравлический стабилизатор вооружения WHA-H22, система встроенного контроля функционирования СУО; коллимационная система встроенной выверки.

Основной прицел наводчика совмещен с лазерным дальномером, имеет тепловизионный канал для стрельбы ночью на дальностях до 2000 метров. Поле зрения независимо стабилизировано в двух плоскостях. Диапазон измерения дальности лазерным дальномером равен 200-10000 метров. Для защиты глаз наводчика от лазерного облучения в оптическом канале прицела установлен светофильтр. При стрельбе ночью нажатие кнопки «Выстрел» вызывает срабатывание специальной шторки, закрывающей поле зрения для исключения ослепления вспышкой собственного выстрела.

В танке предусмотрено дублированное управление огнем из пушки от командира. Дневной прицел-прибор наблюдения PERI-R17 имеет независимую стабилизацию поля зрения в двух плоскостях. Он связан с основным прицелом наводчика, что позволяет командиру использовать лазерный дальномер, баллистический вычислитель и ночной тепловизионный канал. Однако при выходе из строя прицела наводчика командир теряет возможность дублированного управления огнем ночью.

Командирская башенка не вращается, поэтому по периметру люка командира установлено шесть дневных призменных приборов для кругового обзора. Электронный баллистический вычислитель автоматически учитывает поправки на скорость цели, боковой ветер, дальность до цели, крен оси цапф пушки, температуру воздуха, атмосферное давление, собственную скорость танка и износ канала ствола. Вручную вводятся поправки на температуру заряда и тип выстрела.

В танке применяется стабилизатор вооружения электрогидравлического типа. Бак с рабочей жидкостью и гидроаккумулятор размещены в правой кормовой нише башни и изолированы от боевого отделения и боеукладки перегородкой. Кроме электрогидравлического привода, имеется дублирующий ручной гидропривод наведения.

 

Защита

бронирование танка Леопард-2

Оценка бронирования «Леопард-2»

 

Марка

ОБТ

Страна-произво­дитель

Год при­нятия на воор-е

Б.вес, т.

Защита(мм.) **

Уд. мощ­ность,  л.с./т.

Vср.***, км./ч.

от БПС

от КС

Леопард 2

ФРГ

1979

55,2

380-400*

650

27,2

49

Леопард 2А4

ФРГ

1988

55,2

580

1100

27,2

49

 

*Горизонтальная толщина лобовой брони 700 мм, эквивалент по массе лобовой брони 440 мм.

Защита лобовой части корпуса и башни представляет собой многослойные комбинированные броневые преграды. Корпус и башня сварные. В верхнем лобовом листе корпуса снаружи имеется люк для монтажа и демонтажа пакетов наполнителя комбинированной броневой преграды. Защита бортов корпуса усилена за счет съемных противокумулятивных экранов, которые в передней части имеют толщину 110 мм и являются многослойными. Лобовые листы башни расположены вертикально. В крыше ниши башни над боекомплектом установлены вышибные панели.

По бортам башни снаружи смонтировано по одному блоку из восьми дымовых гранатометов, из которых можно вести неприцельную стрельбу на дальности до 50 м. Танк имеет трехцветную (зеленый, коричневый и черный цвета) маскировочную окраску.

ФВУ создает избыточное давление очищенного воздуха в обитаемых отделениях. Для предотвращения пожара танк оснащен быстродействующей автоматической системой ППО с газообразным огнетушащим составом «Халон 1301». В боевом отделении установлены оптические датчики, а в МТО — теpмочувствительный кабель.

 

Характеристики подвижности

В МТО установлен многотопливный четырехтактный двенадцатицилиндровый дизель МВ 873Ка501 с турбонаддувом. Двигатель, трансмиссия и обслуживающие их системы составляют единый силовой блок массой 5690 кг. Большая масса блока потребовала создания для выполнения монтажно-демонтажных работ в полевых условиях специальной БРЭМ. Пуск двигателя осуществляется с помощью электростартера, а в аварийных случаях — с буксира.

Установленная в танке двухпоточная гидромеханическая трансмиссия HSML-354/3 включает однореакторную комплексную гидропередачу с блокировочным фрикционом, планетарную коробку передач и механизм поворота дифференциального типа. Планетарная коробка передач с двумя степенями свободы имеет автоматическое переключение.

В дополнительном приводе МПП установлены гидрообъемная передача аксиально-поршневого типа и работающая параллельно с ней гидромуфта. Для управления поворотом используется штурвал. Торможение осуществляется с помощью гидродинамического тормоза и двух дисковых остановочных тормозов сухого трения.

В танке имеется встроенная система диагностики функционирования силового блока и его систем. Предусмотрена установка комплекта дублированного управления движением от командира, который обеспечивает также дистанционное управление танком по проводам или радиоканалу.

Гусеничный движитель содержит по 7 опорных и по 4 поддерживающих катка на борт, направляющие колеса с механизмом натяжения, ведущие колеса, гусеницы с pезино-металлическим шарниром.

В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с фрикционными амортизаторами на 1, 2, 3, 6, 7 узлах и гидравлическими подрессорниками. Гусеница имеет обрезиненную беговую дорожку и съемные резиновые подушки. Диски двухскатных опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки по конструкции и посадочным местам аналогичны каткам танка «Леопард-1А4». Односкатные поддерживающие катки установлены в шахматном порядке, т.е. один располагается под внутренней, ближней к борту, а другой — под наружной частями верхней ветви гусеницы.

Пробег танка до капитального ремонта установлен 10000 километров. При преодолении водных преград по дну над люком командира устанавливается труба-лаз, опора башни уплотняется резиновой камерой, в которую воздух подается от ручного насоса, монтируются обратные клапаны на выхлопных патрубках двигателя, а также уплотнения прицелов и спаренного пулемета. Таким образом, танк не приспособлен к немедленному ведению боевых действий после форсирования водной преграды.

В машине используется ультракоротковолновая телефонная симплексная радиостанция SEM-90 с диапазоном рабочих частот 30-80 МГц.

 

Модификации

Обозначение «Леопард-2А2» получили танки «Леопард-2» после установки тепловизора.

Танк «Леопард-2А1» отличается от «Леопард-2» улучшенными характеристиками вооружения, защиты (другой наполнитель в комбинированной броне) и надежности.

На танках «Леопард-2А3» установлены новая радиостанция и улучшенный стояночный тормоз.

На «Леопард-2А4» введены новые боеприпасы и усовершенствованный баллистический вычислитель. Кроме того, установлена новая система ППО и применена другая окраска танка.

 

Таблица ТТХ

Марка ОБТ

Леопард-2К

Леопард-2А4

Боевая масса, т

50.5

55.15

Экипаж, чел

4

4

Размеры, м

 

 

Длина с пушкой вперед

9,74

9,67

Длина корпуса

7,73

7,72

Ширина с бортовыми экранами

3,54

3,70

Высота по крыше башни

2,49

2,48

Клиренс, впереди/сзади

0,54/0,49

0,54/0,49

Удельное давление на грунт, кгс/кв.см

0,83

0,83

Максимальная скорость, км/ч

 

 

по шоссе

68

72

Запас хода по шоссе, км

550

-

Емкость топливных баков, л

1200

-

Преодолеваемые препятствия

 

 

уклон

60%

60%

высота стенки, м

1,1

1,1

ширина траншеи, м

3,0

3,0

глубина брода, м

 

 

- без подготовки

1,2

1,2

- с предварительной подготовкой

2,35

2,25

- с ОПВТ

-

4,0