|
|||||||||
|
О современных разработках
высокозащищенных машин пехоты
Окончание
холодной войны, вместо упрощения, сделало разработку БМП ещё сложнее,
появились более противоречивые требования, чем когда-либо ранее. Воплощение
новых требований в конструкцию привело к серии конструктивных ошибок,
относящихся к ранним этапам периода холодной войны. Совокупным результатом
является поколение боевых машин пехоты, которые, на данный момент как
правило, не эффективны ни в локальных, ни в широкомасштабных условиях боевых
действий. Для любого обсуждения современных тактических
требований и конструкции БМП важно понимание зависимости между тактикой и
технологией.
В тех
случаях, когда сначала вводятся революционные технологии, эти технологии
управляют тактикой. В большинстве других случаев, в том числе тех, которые
включают разработку революционных технологий, тактика обычно направляет эту
разработку. Говоря иначе, революционные технологии управляют тактикой,
разработка эволюционных технологий должна управляться тактикой.
Раз относительное
главенство тактики в разработке БМП принято, следующая проблема должна
включать выделение обоснованных тактических требований. Хотя это проблема,
которая не имеет простого решения, большинство согласится, что тактические
требования, выработанные на основе боевого опыта, бывают значительно лучшими,
чем требования, выдвинутые в мирное время.
На разработку
первых БМП в первую очередь, повлияло создание ядерного оружия. Первая
современная боевая машина пехоты, Советская БМП-1, была непосредственным
результатом развития таких машин в ответ на широкое распространение ядерного
оружия. Последующая разработка БМП в СССР и на Западе отражала влияние
конструкции БМП-1 даже после того, как стало ясно, что влияние атомного
вооружения на тактическом уровне больше не является решающим фактором.
Разработка
БМП во всём мире в 1960-е, 1970-е и 1980-е годы продолжалась почти
исключительно в мирное время и в значительной степени основаны на
особенностях боевых действий глобального масштаба в условиях ядерной войны,
чему придавали решающее значение, в ходе холодной войны. Если учёба на
ошибках является эффективным источником для выдвижения тактических требований
к БМП, то российские сухопутные войска могут получить важные данные из опыта,
полученного в Афганистане и позже в Чечне и т.п. Чечня, в частности,
предоставляет неоценимые данные об эффективности БМП современного поколения и
о будущих тактических требованиях.
Основным выводом,
который можно сделать из недавних конфликтов – это несоответствие
защищенности БМП требованиям их применения и необходимости создания специальной высокозащищенной
машины. Хотя существует много требований к БМП, но только два из них
определяют её функциональное назначение:
- обеспечение пехоты
защищенным транспортным средством;
- обеспечение огневой
поддержки пехоты во время боя.
Основными
составляющими конструкции БМП являются численность экипажа и десанта, огневая
мощь, защита и подвижность. Особенности условий локальных конфликтов, все
чаще происходящих в 1990-е годы, добавили ещё одно требование -
приспособленность к изменению компоновки. Финансовые соображения выдвинули
другой вопрос - унификацию основных узлов, агрегатов и систем.
Рассмотрим
существующие на данный момент в России проекты высокозащищенных боевых машин на базе танка.
ДПМ (БТР-Т)
ДПМ или первоначально
БТР-Т может оснащаться различными вариантами боевых модулей с пушечным
вооружением, ПТРК, АГС и пр.
В случае оснащения
легким модулем с 12, 7 мм пулеметом экипаж составляет 7 человек. Разработана
БТР-Т Омским КБТМ с учетом опыта войны в Афганистане в начале 90-х годов. На
вооружение не принималась и на экспорт не поставлялась. Изначально к
основному недостатку БТР-Т относили недостаточное число десантников – 5
человек.
Следующей машиной
разработанной ОКБТМ стал БМО-Т (объект 564).
Изначально на БМО-Т предполагалась
пулеметная установка закрытого типа (наведение пулемета дистанционно из под
брони) на серийных машинах это не реализовано.
Специализированная
машина для химических войск предназначенная для действий в связке с еще одной
разработкой ОКБТМ – ТОС-1А. Изготовляется на базе танка Т-72. Состоит на
вооружении РФ и производится серийно, десант – 7 предназначена для транспортировки личного состава огнеметного
отделения и его вооружения (30 ед. РПО-А) в условиях вероятного огневого контакта с противником.
Другим проектом (на
данный момент еще не представленным общественности) является
специализированная машина для сухопутных войск
На данный момент не
реализована, десант – 12 чел (мотострелковое отделение).
Все перечисленные
машины изготовлены на базе существующих танков с МТО размещенным в корме
корпуса. Очевидно, что подобное решение имеет существенный минус –
затруднение при спешивании и погрузке в машину, особенно раненых.
Обе вышепредставленные
машины разработанные в России несут один ключевой недостаток. Сейчас
общепринятым стандартом является спешивание через люки в корме корпуса.
Но это требует решения
сложной задачи по репрофилированию корпуса танка, т.е. размещения МТО спереди
корпуса.
На фото сравнение
условий десантирования для различных отечественных высокозащищенных БТР
(БМП), слева украинская БМП-55, на базе танка Т-55 с размещением МТО в
носовой части корпуса, справа – Российская БТР-Т, так же, на базе Т-55.
Очевиден факт
значительных затруднений и времени при спешивании десанта, а также при
погрузке в машину у машин, разработанных ОКБТМ без репрофилирования, особенно
это касается погрузки раненных.
К сожалению, вопросам разработок
высокозащищенных боевых машин для пехоты с возможностями быстрого и удобного спешивания
и погрузки, в том числе габаритных грузов в России не уделяют достаточного
внимания. Но разработки такие есть. И, стоит заметить, что такие разработки в
достаточной степени аргументированы реалиями современных боевых действий. Ниже
приводится один из проектов тяжелой боевой машины на базе танка Т-55 с
передним МТО (ОКБТМ).
Из-за недостаточного уровня защиты в течение последних лет
боевые действия в населенных пунктах или на «неблагоприятной для танков»
местности неоднократно приводили к большим потерям бронированных машин,
включая в основном бронетранспортеры для перевозки личного состава. Легко
понять, что стандартные БТР и БМП с их легкой броней не могут выдержать удар,
легким противотанковым оружием, например, РПГ-7 и множеством его модификаций.
Не менее критично и возможное воздействие взрывных устройств (фугасов) для
машин легких бронированных машин.
Имея в виду вышеизложенную ситуацию, многие конструкторы и
военные пришли к пониманию, что традиционная концепция боевых бронированных
машин пехоты как универсальных или многоцелевых боевых систем не может больше
развиваться в форме, которая обеспечивала бы машинам возможность выдерживать
весь диапазон современных угроз на поле боя. С технической точки зрения,
кажется важным перераспределение тактических задач современных боевых
бронированных машин на две или три специализированные машины:
- чистый
бронетранспортер для перевозки личного состава ("боевое такси",
т.е. высокозащищенный БТР),
- боевая машина, вооруженная пушкой/ракетным комплексом,
т.е. высокозащищенный БМП, т.е. функционально аналог БМПТ)
Каждая из этих машин
должна быть оптимизирована для выполнения предназначенной ей основной задачи
и, в частности, ее схема защиты может формироваться в соответствии с особым
характером и уровнем угроз, с которыми она будет сталкиваться.
|
|
|||||||
|
|