|
|||||||||
|
К 110–й годовщине со Дня
рождения
Александра Александровича
Морозова
В.Л. Чернышев, к.т.н.,
доцент НТУ «ХПИ», г. Харьков
К Читателю
1. Официальная версия
создания Т-34 и ее изъяны.
2. Фирсов Афанасий
Осипович, страницы биографии.
3. Концепция танка Т-34 -
танка военного времени
4. Концептуальная оценка
использования танка Т-34 в сражениях под Дубно (июнь 1941) и на Курской дуге
5. Морозовская концепция
танка Т-64 – танка мирного времени
6. Харьковская школа
танкостроения
7. Заключение
8. Список литературы
К Читателю
110 лет назад, 29 октября
1904 года, в городке Бежица на Брянщине в семье рабочего-слесаря родился Александр Александрович Морозов – будущий
главный конструктор советских танков.
Я не буду перечислять все
его регалии и награды, просто был такой человек и его вклад в
обороноспособность Отечества - известен. К сожалению, таких становится все
меньше и меньше...
Напомню, уважаемому
Читателю, А.А. Морозов непосредственно принимал участие и руководил
разработкой: танков БТ-2, БТ-5, БТ-7, Т-34, Т-54, Т-55, изд. 430, им введено понятие основной
боевой танк, которое закрепилось за Т-64, Т-64А, Т-64Б…
Дедом, как за глаза называли главного
конструктора А.А.Морозов работники ХКБМ, была возрождена послевоенная школа
харьковского танкостроения, которую мне удалось пройти и по достоинству
оценить на практике.
Александр Александрович
учил нас: танк эволюционно проходит ряд последовательный этапов:
конструкторская проработка, макетирование, опытный образец и, наконец,
серийное производство. Выполнив свою функцию, предначертанную Судьбой и
Временем, занимает свое место или как памятник, или как воин на поле боя, или
как неизвестная страничка нашей Истории.
На каждом из них
требуется забота, самоотверженная отдача: конструкторов, технологов, простых
рабочих, инженеров-исследователей и офицеров-наставников. Все это требует
знаний, опыта, времени, материальных средств, упорства и самое главное – веры
в главного конструктора, веры в его детище
– ТАНК.
Новые разработки А.А. Морозова и его последователей
появлялись на бумаге в виде отдельных сборочных узлов и систем. Увязывая их
между собой и выбрасывая все лишнее, формировался окончательный облик
будущего танка на главной сборке – габаритном чертеже.
Затем, по чертежам, подписанных
главным конструктором (только он имел право их подписывать, принимая на себя
всю ответственность за разработку), начинался этап макетирования. Только
самые опытные и доверенные сотрудники допускались к этой
работе.
Концептуальные идеи нового танка начинали
принимать конкретные очертания и формы. Знал и закладывал их главный
конструктор. Все участники этого этапа могли о них только догадываться и критиковать, каждый со своей
«колокольни» подготавливая почву для работ по опытному образцу в металле.
Так, в макетной цеха 190
- опытного производства ХКБМ, появились макеты первых образцов 430, 432, 434,
450, 480 и др. Долгие годы, они были недоступным достоянием Истории
советского танкостроения, но сегодня,
в память о главном конструкторе А.А. Морозове, они становятся достоянием
современников…
Танки "Бунтарь", "Боксер", "Молот" (объект 490, объект 490А, объект 477)
История и Время оказались
более благосклонными к танкам Т-34, Т-54,
Т-64, Т-64А, Т-64Б, Т-80УД, Т-64БМ («Булат») и 478-ХХ («Оплот»), они
были приняты на вооружение, пошли в серийное производство и получили мировую
известность.
Даже сейчас, спустя 35
лет после смерти А.А. Морозова, достижения харьковской школы танкостроения
не дают покоя нашим оппонентам в Харькове и в Нижнем Тагиле. К
сожалению, у нас в Харькове и таких хватает. Алчность,
зависть и дилетантство всегда присутствуют в человеческом обществе.
Продолжается чехарда с руководством ХЗТМ имени Малышева, подтверждая
справедливость украинских поговорок: «Ми теж, Химко, люди - зможемо» и «Нашому теляті б вовка з’їсти». В нашем небольшом постсоветском танковом мире они
хорошо известны…
До настоящего времени не
снят гриф секретности с последней
советской разработки «Молот». Поясняю: основным Заказчиком проекта было ГБТУ
МО СССР (правопреемник – ГБТУ МО РФ) и только он имеет право снять гриф
секретности. Что могут скрывать разработки ХКБМ 30 -летней давности?
Мы можем только
предположить – харьковская концепция последних советских разработок нашла
свое применение в российских Т-95 и
«Армате». Руководство УВЗ заявило, что «Армата» будет принимать участие в
параде 9 Мая 2015 года, интересно
будет увидеть и сравнить. Неужели История с клонированием танка Т-64 повторится
второй раз? В первый раз это была трагедия для СССР, приведшая к появлению
трех одинаковых то ТТХ танков Т-64, Т-72, Т-80. Во второй раз, с «Арматой»,
будет действительно выглядеть - как фарс…
Шесть лет своей жизни я
потратил на написание книги «Танки и люди. Дневник главного конструктора А.А.
Морозова» [1]. За нее мне не стыдно. Ведь многие читатели посчитали, что ее
автор - сам А.А. Морозов. Не верите?
Запустите любой поисковик с названием книги и убедитесь сами. Сомнений не
было только у Л.Н. Васильевой [2] (смотри список литературы). Только автор имеет право на обратной стороне
переплета поместить свое фото и биографию…
После работ с записями А.А. Морозова, которые по дням
охватывали его бурную жизнь с 1944 по
1977 годы, считал, что достаточно
хорошо узнал этого человека и его окружение. Однако, его высказывание в начале 1970-х годов [3]:
«Я готов рассказать вам всё о танке Т-34, но начиная с 1940 года» загнало меня в тупик и поставило под сомнение
официальную историю создания танка Т-34. Пришлось опять окунуться в прошлое…
14.04.2013, в Харькове, компания «Wargaming.Net LLP», совместно с ректоратом НТУ «ХПИ», презентовали
книгу о боевом применении Т-34 в первые месяцы ВОВ [4] .
Меня поразило число пришедших молодых поклонников игры “World of Tanks”,
с ее помощью прикоснувшихся к
историческим событиям Великой Отечественной войны.
Пропустить это мероприятие я не мог и, пользуясь случаем, задал два вопроса:
1.
Кто
главный конструктор танков БТ?
2.
Говорит
ли Вам что-нибудь фамилия Фирсов Афанасий Осипович? Что по ней было найдено в
архивах 30-40-х годов?
Ни на один из поставленных вопросов не было дано ответов.
Советская история танкостроения хорошо «зачищена» и искать что-либо в
госархивах -бесполезно…Работы по созданию Т-34 достаточно подробно описаны
Л.Н. Васильевой [2] и Д.С
Ибрагимовым [5]. Они немного отличаются в деталях, но в целом создают
определенную единую картину. Только воспоминания конструктора В.Н. Васильева [6] , непосредственного
участника разработки Т-34, выпадали из этого ряда, развеяли мои сомнения и позволили сделать шокирующий вывод:
Ведущим идеологом и главным конструктором танка
Т-34, оружия Победы СССР в Великой Отечественной войне был враг народа, репрессированный
в 1937 году Афанасий Осипович Фирсов. Это вносило политический аспект в
историю создания танка Т-34. Все остальное уходило на второй план…
По специальности, я технарь, доцент, более 20 лет читаю курсы «Детали машин», «Прикладная механика»
и «Основы конструирования» в родном харьковском политехе, включая факультет
военной подготовки (бывшее Харьковское высшее командное танковое училище),
следую проверенному Временем правилу: «Кто не знает свою историю – тот лишен
будущего»…
Дебил-начальник вызывает свою секретаршу и спрашивает:
-
Сколько
времени надо женщине, чтобы родить ребенка?
-
Девять,-
был ответ.
-
Вызовите
сюда четырех женщин и чтобы через два месяца был ребенок.
Смешно? Нисколечки, наше поколение помнит пустые безответственные
лозунги: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» (Н.С.
Хрущев), « К 1990 году в СССР будет решена продовольственная программа»,
«Экономика должна быть экономной» (Л.И. Брежнев), стахановские методы работы
«Пятилетку за три года».
Из личного опыта знаю - для
разработки и доводки нового танка
требуется 8-10 лет. Это могут подтвердить конструктора-танкисты из Германии,
США, Питера, Нижнего Тагила или Омска и начинается она с разработки двигателя
и силовой передачи. В дальнейшем идет модернизация на базе существующего
шасси. Так было с танками Т-34, Т-64, «Леопард-1».
Лучший танк Второй мировой
войны Т-34, правильнее - целых два А-20 и А-32 были созданы,
«рождены» за два года. Чем не анекдот про дебила-начальника? Нам «повесили
лапшу на уши» и мы ее носили целых 75 лет. Может хватит, перед детьми и
внуками не стыдно?…
В октябре 2014 года в Москве проходила вторая научно-техническая
конференция по истории отечественного танкостроения «ТАНКПРОМ II. Век ХХ».
Алексей Хлопотов (Gur Khan) любезно прислал мне приглашение участвовать в ней
и выступить с докладом. Вначале я дал свое согласие на участие и отправил
тезисы доклада, посвященного двум фатальным ошибкам ВНИИТрансмаша,
проявившихся при работах по теме «Молот», но жизнь внесла свои коррективы и поездку
пришлось отменить. Наверное, еще не
Время …
Организаторы мероприятия позаботились собрать вместе известных,
достойных и уважаемых специалистов, внесших заметный вклад в объективном освещении нашей Истории –
честь им за это и хвала.
К сожалению, читая отчет А. Хлопотова о конференции на его сайте,
харьковчане сделали не утешительный для себя вывод: «Демидовский рельс,
1916 года производства, занимает более
важное место в Истории Отечественного танкостроения, чем вклад главного
конструктора Александра Александровича Морозова...»
Попробую, в меру своих сил и возможностей, это исправить.
|
|
|||||||
|
|